Выгрузка щебня из вагона (способы выгрузки)

выгрузка нерудных материалов из вагонов

как выгружают щебень из вагона

Полезная информация / Выгрузка щебня из вагона (способы выгрузки)

Выгрузка вагонов с нерудными материалами (щебень, отсев, песок, смеси и др.) может производиться различными способами. Прежде всего, стоит отметить, что существует два основных способа выгрузки: ручная выгрузка и механизированная выгрузка. Поскольку в одном вагона содержится от 70 до 75 тонн щебня (камня), то ручная выгрузка в данном варианте абсолютно нецелесообразна, хотя на практике бывали случаи, когда вагоны с бутовым камнем выгружались вручную (по причине невозможности захвата крупной фракции грузоподъемными механизмами).

Итак, чтобы рассмотреть все возможные варианты разгрузки вагонов со щебнем и другими инертными материалами, необходимо понимать какие виды подвижного состава (вагонов) используются для перевозки данных материалов, это:

  • думпкары;
  • хоппер-дозаторы;
  • платформы;
  • полувагоны;

Мы уже рассматривали вопрос о том, какие виды вагонов применяются под перевозку щебня в следующей статье, поэтому подробно останавливаться на этом не будем. Стоит отметить, что думпкары и хоппер-дозаторы относятся к саморазгружающимся типам вагонов, которые предоставляются под перевозку целыми составами (от 30 единиц в сцепке). Платформы тоже используются очень редко ввиду низкой возможности загрузки материала (низкие борты), что отражается на конечной стоимости продукции. 

Поскольку чаще всего под перевозку нерудных материалов используются именно полувагоны, что позволяет выполнять штучные рейсы, подробнее остановимся именно на них.

Как производится выгрузка полувагонов со щебнем, отсевом, песком

Ввиду того, что нерудные материалы чаще всего поставляются навалом и реже упаковываются в биг-бэги (МКР), рассмотрим основные способы разгрузки полувагонов с сыпучими грузами (навалом).

СПОСОБ 1. ВЫГРУЗКА НА ПОВЫШЕННОМ ПУТИ

Самый простой и быстрый способ выгрузки сыпучих грузов, который заключается в подаче подвижного состава (полувагонов) на повышенный путь с последующим открытием люков. 

Повышенный путь представляет собой конструкцию, предназначенную для разгрузки сыпучих грузов из железнодорожных вагонов через люки. Он обычно состоит из сборных железобетонных компонентов, таких как блоки и плиты, связанных поперечными стяжками или диафрагмами. Нижняя часть стены опирается на землю или бетонное основание, а пространство между стенами заполняется дренирующим грунтом. Железнодорожная рельсы с укороченными шпалами укладываются на железобетонное основание. Максимальная высота повышенного пути обычно не более 3 метров, а ширина – 2,6 метра.

Выгрузка щебня на повышенном пути
Повышенный путь размеры

После постановки вагонов на повышенный путь производится открытие люков вручную или при помощи навесного оборудования (лебедки). Выгрузка щебня происходит за счет высыпания через открытые люки под действием силы тяжести (собственного веса) на подготовленную бетонную площадку. 

Дополнительно могут применятся виброразгружатели, которые устанавливаются на вагон и «трясут» его, что позволяет быстрее выгрузить абсолютно весь материал. После разгрузки полувагонов на повышенном пути производится их перемещение на предповышенный путь для выполнения зачистки,  закрытия люков и сдачи вагонов.

СПОСОБ 2. ВЫГРУЗКА С ПОМОЩЬЮ ГРЕЙФЕРА

Наверное, самый распространенный метод, обусловленный отсутствием на многих станциях повышенных путей. При отсутствии повышенного пути производить выгрузку щебня через люки невозможно, поскольку большая часть материала будет высыпаться на подъездные пути и под сам подвижной состав.

Грейфер — это разновидность навесного оборудования для кранов и краново-манипуляторных установок, которое используется для захвата, перемещения и кратковременного удержания различных видов грузов, включая сыпучие материалы, металлолом и лесоматериалы. Грейфер ковшового типа функционирует по принципу забора материала, для чего его челюсти могут быть дополнительно оснащены зубьями для лучшего сцепления с грузом. Отсюда можно выделить два вида грейферов:

  • грейферы для кранов (козловые и мостовые краны);
  • грейферы для краново-манипуляторных установок (КМУ).
выгрузка щебня из вагона грейфером
Выгрузка щебня КМУ с грейфером Новаком29

Козловые и мостовые краны отличаются своей повышенной грузоподъемностью, обычно от 6 до 24 (и более) тонн. Для такого типа кранов чаще применяют грейферы с грузоподъемностью от 1 до 3 тонн. Однако минусом такого типа грузоподъемных механизмов является их стационарность, т.е. они устанавливаются на рельсовые пути, что ограничивает возможности их перемещения по площадке.

Краново-манипуляторные установки (КМУ) обычно устанавливаются на шасси автомобиля и отличаются более низкой грузоподъемностью, поэтому для такого типа установок используют грейферы с грузоподъемностью от 500 до 900 кг. Данный вид техники относится к универсальным и позволяет производить выгрузку в любых местах, куда может подъехать автомобиль с КМУ. Очевидный минус — скорость выгрузки, хотя исходя из опыта от 6 до 10 вагонов со щебнем в день выгрузить таким способом реально.

При выгрузке грейфером происходит вычерпывание сыпучих материалов через открытый верх вагона. Качество выгрузки напрямую зависит от мастерства оператора крана и фракции щебня, поэтому в вагоне после разгрузки может оставаться от нескольких сотен килограмм до нескольких тонн. В любом случае, далее выполняется открытие люков и зачистка вагона для дальнейшей его сдачи на станцию, поэтому весь поставленный объем, в конечном счете, полностью выгружается на площадку.

СПОСОБ 3. ВЫГРУЗКА С ПОМОЩЬЮ ЭКСКАВАТОРА

Самый ответственный способ выгрузки полувагонов, который часто встречается на местах разгрузки в связи с отсутствием других способов. Главная сложность заключается в недопустимости повреждения бортов вагонов, поэтому для выгрузки щебня, отсева и смесей экскаватором обычно применяется планировочные ковши (без зубьев).

Применение экскаватора для выгрузки нерудных материалов из полувагона должно быть обусловлено достаточной длинной стрелы, либо небольшой высотой подъездных путей, чтобы ковш доставал до дна вагона и после выгрузки в вагоне оставалось минимум материала, который в последующем можно было бы высыпать через люка (не засыпал подъездные пути).

Разумеется, плюсом данного способа является возможность выполнения выгрузки на любых доступных путях станции.

Выгрузка щебня экскаватором Новаком29

В заключение стоит отметить, что ООО «Новаком29» имеет возможности выгрузки нерудных материалов (щебня, отсева, песка, ЩПС и др.) любыми вышеперечисленными способами. Наши специалисты могут помочь Вам определиться с возможностями выгрузки сыпучих грузов по интересующим станциям, а также с оптимальным выбором грузоподъемных и грузозахватных механизмов. Мы оказываем комплекс услуг по поставке нерудных материалов, приемке подвижного состава в свой адрес и выполнению погрузочно-разгрузочных работ по различным станциям Северной железной дороги. Для уточнения информации свяжитесь с нами.